Эллингтон Дарден (Ellington Darden) — исследователь, имя которого ассоциируется с тренажерами Nautilus и идеями высокоинтенсивного тренинга на протяжении уже 30 лет, высказал ряд дерзких утверждений. В ответ на вопрос, касающийся остановки прогресса в тренировке, где суть проблемы была в том, нужно ли уменьшать объем, частоту, или и то, и другое, Эллингтон дал ответ, отличающийся от обычных рекомендаций по тренингу с высокой интенсивностью. Он теперь придерживается мнения, что отсутствие прогресса, которое всегда считали следствием перетренированности, в действительности является следствием адаптации. Это означает, что программа перестает приносить прогресс не по причине того, что степень нагрузки больше не соответствует частоте и объему тренинга (если предположить, что программа обоснованная), а потому, что организму эта программа уже надоела, и он приспособился к ней. По словам Эллингтона, адаптация может случиться даже в случае постоянного увеличения количества повторений и сопротивления от тренировки к тренировке. Иными словами, организм приспосабливается к предсказуемым приемам увеличения нагрузки.
Его подходом к этой проблеме было регулярное внесение разнообразия в программу путем изменения скорости выполнения повторений, количества повторений, количества упражнений, порядка упражнений и т.п. Такие различия, по-видимому, потребуют различной психологической реакции и, таким образом, адаптации. Его особый подбор слов, включающий такие понятия, как «периоды» и «циклы», указывает на то, что спустя все эти годы он, кажется, движется в другом направлении.
Позвольте мне вначале сказать, что не имеет смысла продолжать заниматься по программе, которую Вы считаете надоевшей, придерживаться тех моментов, где очевидным фактом является очень незначительный прогресс или его отсутствие, и не экспериментировать с разнообразными программами в ходе тренировочной карьеры. Таким образом, я не считаю тягу к разнообразию неуместной. Но утверждение о том, что адаптация имеет только одно измерение, или о том, что она является чем-то плохим, не совсем правильно.
Спортивные ученые давно признали, что любое новое движение (или изменение его угла или скорости) влечет за собой период «нейрологического освоения». Он может занять от четырех до шести недель, и продолжительность этого периода, вероятно, зависит от ряда факторов, включая опыт тренирующегося и то, насколько сильно изменился угол и скорость новых упражнений по сравнению с тем, что он или она делали раньше. Интересно, что во время нейрологической адаптации могут быть заметны увеличения в силе, но они большей частью не сопровождаются гипертрофией, или увеличением мышц. По окончании периода нейрологической адаптации может наступить более длительный период мышечной адаптации, сопровождающийся гипертрофией, хотя рост при этом очень медленный, и он неизбежно достигает плато. Таким образом, если по окончании периода нейрологической адаптации Вы быстро переключитесь на другую тренировочную программу, Вы можете упустить наиболее продуктивную часть тренинга — мышечную адаптацию.
Возможно, все, что касается данных упражнений, стало Вам привычным, и Ваши достижения в лучшем случае медленны, но стабильны. Но это не означает, что Вам следует отказаться от этих упражнений или стиля тренинга. Я советую вносить изменения в программу в том случае, если Вам надоело какое-либо упражнение, если оно вызывает травму или же, если Ваш прогресс абсолютно остановился. Кроме того, при изменении частоты и объема тренинга может наблюдаться значительный рост даже при выполнении точно таких же упражнений.
Существует, однако, другое предостережение, высказанное Ральфом Карпинелли (Ralph Carpinelli), преподавателем факультета медицины, физического образования и спортивных наук Университета в Адельфе, Нью-Йорк. Точное изображение в учебнике различных стадий адаптации с указанием их последствий не всегда соответствует реальности. Например, гипертрофическая адаптация, которая, как сообщается, должна наступить через 4-6 недель тренинга, является единственной адаптацией, поддающейся измерению. Она означает клинически значительное увеличение толщины мышц или рост конечностей. Клеточная адаптация — например, повышенная активность ферментов и субстратов — может произойти в течение нескольких часов после тренировки. В действительности, возможны различные виды адаптации. Но пока еще не совсем ясно, когда они имеют место, и как они влияют на увеличение силы и мышечный рост.
Смысл, однако, в том, что адаптация не является чем-то плохим. Создание необходимости адаптации, действительно, является исключительной целью тренинга. Вот что сказал Майк Ментзер (Mike Mentzer) о программе, представленной в рубрике Эллингтона, и о проблеме адаптации:
«Организм должен приспосабливаться; это является целью тренинга с сопротивлением. Теория Селье (Selye) известна как «синдром общей адаптации» (GAS — general adaptation syndrome). В течение 10 лет моей работы тренером я не видел, чтобы дело зашло настолько далеко, что организм привык к определенному количеству повторений и схемам выполнения подходов. На протяжении всего времени, пока спортсмен тренируется до отказа и поднимает все более тяжелые отягощения или делает каждый раз все больше повторений, он адаптируется.»
Позвольте мне описать проблему переключения программ в случае, когда становится очевидным, что произошла нейрологическая адаптация, т.е. организм научился выполнять упражнение. Я начал выполнять супермедленные повторения приседаний со свободным отягощением в начале ноября 1997г. Я начал со схемы 135кг х 5, и было очевидным, что несмотря на замедление скорости моих повторений до этой точки использование супермедленных повторений было совсем другим делом. Мне потребовалось четыре недели для нейрологической адаптации. Во время четвертой тренировки я выполнил 142,5кг х 5. Следовало ли мне остановиться в этой точке и попробовать другой стиль? К счастью, я не сделал этого, а продолжал добавлять по 2-3кг в неделю. К концу января 1998г я делал 160кг х 5. Мог ли этот темп постепенно увеличивающейся мышечной адаптации продолжаться всегда? Конечно, нет. В определенной точке необходимо осуществить смену; однако, это не та точка, в которой можно считать упражнение освоенным, и в которой оно перестает «казаться новым».
Использование разнообразных упражнений решает скорее проблему адаптации, чем проблему развития силы и мышц. Кроме того, Ральф указал на то, что хотя аналогичные упражнения — например, приседания и жимы ногами — могут активизировать одни и те же мышечные волокна, модели включения мышц после выполнения различных упражнений немного отличаются друг от друга. Кроме того, действительно, некоторые волокна могут активизироваться только одним определенным упражнением, а не каким иным. Выполнение разнообразных упражнений помогает максимально увеличить силу и мышечную массу различных частей тела.
Проблема заключается в том, что многие культуристы признают важность разнообразия, но включают слишком много упражнений в каждую тренировку. Внести в тренировку некоторое разнообразие, заключающееся в активизации других схем «включения», можно путем выполнения аналогичной тренировки с альтернативными упражнениями (приседания в одну тренировку и жимы лежа ногами в другую), а также путем изменения порядка выполнения упражнений.
Несмотря на важность разнообразия, проблема может заключаться не в адаптации самой по себе, которой мы стараемся избежать. Основной идеей является внесение в тренировки достаточного разнообразия с целью увеличения силы и развития мышц при сохранении объема и частоты тренинга, позволяющих постоянно достигать результатов.
|